|
![Все новости Все новости](/fons/fon2.png)
Главная » 2012 » Март » 28 » Девять фактов о Днепре
16:43 Девять фактов о Днепре |
Накануне Всемирного дня водных ресурсов «Вечерка» вместе со специалистами составила «сводный портрет» самого главного водного сокровища Днепропетровщины и всей Украины – нашей могучей реки Днепр. Истоки О величии, полноводности, богатстве рыбой Днепра (в ту эпоху называемого Борисфеном) знали с седой древности, и вот что о нашей реке писал в 450 году до нашей эры древнегреческий историк Геродот: «Борисфен из скифских рек после Истры (Дуная) – самая большая и самая богатая питательными продуктами не только между реками Скифии, но и всеми вообще, кроме разве что египетского Нила».
Днепр берет начало на Валдайской возвышенности, - об этом знают многие. Но вот мало кто догадывается, что свой исток Днепр берет в маленьком болоте Мшара у села Днепровое Смоленской области России, из которого вытекает маленький ручеек. Его, журчащего среди ив и сосен, на протяжении почти сотни километров можно запросто перешагнуть.
Рыба
Французский военный инженер Гийом де Боплан, в 1630-х годах руководивший постройкой крепости Кодак, так писал об изобилии Днепра рыбой в районе современного Днепропетровска: «В Днепре во время нереста рыбы опущенное в воду копье сохраняет свое вертикальное положение – настолько плотно идут косяки рыбы». И даже до Великой Отечественной войны в Днепре в изобилии ловили белугу, осетров, лососей, угрей. Но рыбное изобилие осталось только в исторических хрониках. Виной тому – целый комплекс факторов: возведение каскада плотин ГЭС, масштабный вылов рыбы в 1950-60-х годах и, главное, загрязнение реки промышленными и бытовыми стоками. Из-за замедления течения Днепра, его загрязненности катастрофически уменьшается популяция голавля, язя, жереха, линя, их место занимают «озерные» лещ, сом, карп, плотва. В рукотворных морях на Днепре прижились завезенные с Дальнего Востока толстолобик, белый амур и другие плавающие «эмигранты».
Суховодство
Французский военный инженер Гийом де Боплан, в 1630-х годах руководивший постройкой крепости Кодак, так писал об изобилии Днепра рыбой в районе современного Днепропетровска: «В Днепре во время нереста рыбы опущенное в воду копье сохраняет свое вертикальное положение – настолько плотно идут косяки рыбы». И даже до Великой Отечественной войны в Днепре в изобилии ловили белугу, осетров, лососей, угрей. Но рыбное изобилие осталось только в исторических хрониках. Виной тому – целый комплекс факторов: возведение каскада плотин ГЭС, масштабный вылов рыбы в 1950-60-х годах и, главное, загрязнение реки промышленными и бытовыми стоками. Из-за замедления течения Днепра, его загрязненности катастрофически уменьшается популяция голавля, язя, жереха, линя, их место занимают «озерные» лещ, сом, карп, плотва. В рукотворных морях на Днепре прижились завезенные с Дальнего Востока толстолобик, белый амур и другие плавающие «эмигранты». В советское время пассажирское судоходство по Днепру было очень активным.
На комфортабельных теплоходах в сезон навигации регулярные рейсы отправлялись как вверх по Днепру до Киева, так и до самого устья, в Херсон и Николаев. О пригородных и прогулочных маршрутах нечего было и говорить. На популярный у горожан пляж Зеленого острова (возле железнодорожного моста, сейчас совершенно одичавший и заброшенный) теплоходы сновали вообще каждые полчаса. На реке работала целая сеть проката лодок, от которой давно остались только воспоминания.
Сейчас об этом изобилии вспоминается с ностальгией. Дальние пассажирские рейсы были отменены еще в начале 1990-х, от пригородных остались лишь два рейса на выходных – к дачам вниз по Днепру и на Орель. Кроме того, летом работают прогулочные катера, да изредка в речпорт заходят корабли с туристами.
Острова
После создания каскада гидроэлектростанций на Днепре под воду ушли сотни островов, а в месте с ними – и легендарные пороги (об истории которых совсем недавно рассказывала «Вечерка»). На территории нашего областного центра в русле Днепра – два десятка островов. Самые известные среди них – Комсомольский, Зеленый, Шевский, остальные – безымянные, укрытые кудрявыми шапками пышной растительности. Самый известный среди островов – безусловно, Комсомольский, ранее называвшийся Монастырским и Богомоловским. По преданию, на нем еще в девятом веке был основан монастырь, разрушенный в эпоху татаро-монгольского нашествия.
Восемь островов возвышаются среди Днепра и на юге нашей области, среди Каховского водохранилища. Самый протяженный из них – Разумовско-Биленская коса площадью аж 2500 гектаров, Кутянский остров занимает всего 40 га, а Тарасовский и того меньше.
Днепровские "моря”
Выход к Азовскому и Черному морям с Днепропетровщина не имеет. Но и мы можем назвать свою область «морской» благодаря рукотворным водохранилищам на Днепре, которые в обиходе называем морями. Днепродзержинское море образовалось после сооружения гидроэлектростанции у села Романково. Начинается море у плотины ГЭС и тянется вверх по течению Днепра на 130 километров до самого Кременчуга. Его глубина доходит до 20 метров, а ширина – до 18 километров.
Фауна
Сокращается и фауна прибрежных участков Днепра. Но, несмотря на это, в плавнях гнездится более двухсот видов птиц. Охотничьими трофеями являются серая утка, лысуха, несколько видов цапель и чирков, кряква, болотная курочка. На пролетах на Днепре останавливаются гагара, серый гусь, свиязь, чернеть. Феноменом последних лет, который связывают с изменением климата, стало все большее число перелетных речных птиц. Вот и минувшей зимой, несмотря на трескучие морозы, сотни кряковых уток зимовали в полыньях у Приднепровской ГРЭС, на Победе и даже в самом центре Днепропетровска, где в Днепр впадают теплые сточные воды ливневых канализаций.
Пляжи
«Срамота», - так до недавнего времени приезжие характеризовали ситуацию в Днепропетровске с пляжами. В городе функционировал лишь один-единственный пляж – на Комсомольском острове. Остальные – на Победе, Воронцовке, Солнечном, Красном Камне, Фрунзенском – давно превратились в загаженные тоннами мусора свалки. В прошлом году ситуация постепенно начала меняться к лучшему. Облагородили и официально открыли пляжи на Воронцовке и на краснокаменском карьере. В нынешнем году власть обещает заняться восстановлением пляжей на Солнечном и Победе.
Размеры
«Срамота», - так до недавнего времени приезжие характеризовали ситуацию в Днепропетровске с пляжами. В городе функционировал лишь один-единственный пляж – на Комсомольском острове. Остальные – на Победе, Воронцовке, Солнечном, Красном Камне, Фрунзенском – давно превратились в загаженные тоннами мусора свалки. В прошлом году ситуация постепенно начала меняться к лучшему. Облагородили и официально открыли пляжи на Воронцовке и на краснокаменском карьере. В нынешнем году власть обещает заняться восстановлением пляжей на Солнечном и Победе.
Цветение
Но как ни восстанавливай пляжи на Днепре, искупаться на них с июля по август решится только отважный экспериментатор. Вот уже лет 25-30 летом вода на Днепре жутко «цветет». Экологи напрямую связывают этот процесс с постройкой каскада ГЭС и замедлением течения Днепра. Так, например, в 1929 году, до ввода в строй ДнепроГЭСа скорость течения Днепра возле нашего областного центра составляла 0,63-0,83 метра в секунду. После запуска плотины - снизилась до 0,01-0,19 метра. Постройка в 1950-70-х годах еще пяти плотин усугубила ситуацию. Уменьшение скорости течения воды вызвало резкое увеличение содержания в реке органических и минеральных веществ, отложений придонного ила. Эти факторы вместе с летним прогревом воды приводят к тому, что фактически весь Днепр покрывается пленкой сине-зеленых водорослей, на отдельных участках достигающей толщины в 10-15 сантиметров. Этот зеленый ковер приводит и к гибели рыбы.
Попытки биологов найти на водоросли управу в виде полезных вирусов, растительноядных рыб пока особого эффекта не дают. Утопическими выглядят идеи восстановления естественного русла и стока Днепра путем… демонтажа всех ГЭС – экономика Украины этого не перенесет.
Текст: Анатолий Косый
|
Просмотров: 819 |
Добавил: defaultNick
|
![](/blog1/blogg.gif)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Новости города |
---|
![](http://gorod.dp.ua/export/dot.gif) |
Новые коментарии |
---|
Читали ниже комментарии и не поверили, что это отзывы про тот же магазин где мы уже купили кафель. Остались очень довольны и магазином и условиями заказа!!! Выбирали кафель, приезжали несколько раз, ну уж очень большой выбор и сложно было определиться. Голову морочили многим, то заказали один кафель, потом передумали и заказали другой. Второй кафель по сумме был дешевле, разницу нам вернули без проблем. Не смотря на все это нас всегда встречали с улыбкой, спасибо им за выдержку!)) Поменьше бы именно таких покупателей как мы))) Заказали доставку, нам перезвонили заранее как мы и просили, подождали пока проверим, было все целое. В общем что хочу сказать, однозначно рекомендую магазин на Рабочей 152!!! P.S. А магазин нам порекомендовали соседи, которые купили там плитку и домой и на дачу. Так что как минимум две довольных семьи))
Не поленился зарегистрироваться, чтобы описать работу данного магазина! Пока находишься в магазине, все пытаются тебе помочь и мило улыбаются. Как только заказ был оформлен и оплачен, видимо, всем становится наплевать! Сказали, что когда мне нужна будет доставка, позвонить по любому из номеров на чеке и на следующий день привезут. Мне нужна была доставка на след. субботу. И меня уверили, что с этим проблем не будет! Неделю я к ним звонил, трубку никто не брал. Перед 1 мая, потратив свое время и ресурсы, смог вырваться и поехал к ним. Спросил, что у них вобще происходит?! Женщина ответила, что им вырезали кабели и телефоны у них не работают. Выходит, что это моя забота бегать за ними, узнавать все ли хорошо у них с телефонами и просить доставить мне мой заказ. Дальше, я попросил оформить доставка на субботу, как и договаривались, на что получил ответ, что оказывается, склад не работает в субботу! И я могу оформить доставку на любой другой день. Выходит теперь я еще и должен подстраиваться под их график?! Договорились на понедельник вечером, как можно ближе к 5. Специально объяснил, что смогу принять только, как можно ближе к вечеру, на что мне сказали, что хорошо, так и сделаем и это обязательно запишут и передадут курьерам. В понедельник в 2 часа дня мне приходит звонок, в котором курьер говорит, что через 20мин будет у меня и чтобы я принимал заказ. Я объяснил, что это невозможно и ему придется ждать до вечера. Он согласился. Но при этом раз или два звонил и говорил, чтобы я приехал, как можно скорее, то у человека наверно же дела, он спешит и у него нет времени ждать меня! Выгрузили кафель, сказал, проверить декор - большой, не дешовый рисунок из 6 кафелин, на всякий случай, но сказал, что в магазине все проверяли. Не поленившись, я проверил все кафелины и на последнем оказалась царапина. Курьер сказал, что в таком случае заберает весь набор, а я смогу забрать новый в магазине. Как и прежде, я объяснил человеку, что могу сделать это только в выходной - субботу. Он начал сомневаться, что работает ли магазин в этот день, по этому при мне он позвонил в магазин и уточнил. На это он получил утвердительный ответ и сказал, что после 10, в субботу, 9 мая, можно приезжать !!!лично!!! забирать свой кафель. Приехав в субботу под магазин, я встретил лишь закрытую дверь и бумажку, что 9 мая магазин не работает! Теперь, чтобы забрать кафель, придется ждать еще 1 неделю! А я в очередной раз потратил лишь свое время и бензин! Итог: Оплатив товар и доставку, кроме кафеля, я получил огромную дозу разочарования, потратил свое время, нервы, потратил бензин и должен сам ездить заберать свой товар из-за ихней оплошности! В данный магазин я больше ногой не ступлю, никому не буду его советовать или давай хорошие отзывы! Надеюсь, данный отзыв, поможет хоть кому-то сэкономить свое время и нервы и позволит найти более квалифицированный магазин!
Как всегда радуют своей болью
Дело происходит в провинции Цзянси, КНР. Porsche Cayenne, почти новый, был куплен за примерно 150 тысяч долларов незадолго до аварии. За рулём находился некий Жен Йин, 32-летний китаец, находящийся в розыске полицией. Он на скорости не справился с управлением, влетел в заднюю часть грузовика и при ударе потерял сознание. Водитель же фуры ничего не заметил и тащил застрявший внедорожник около 13 километров, пока его внимание не привлекли сигналящие водители и он не остановился. Мистера Жен Йин извлекли из разбитого автомобиля, а в салоне обнаружили большую партию кокаина. По китайским законам за это количество ему гарантирована смертная казнь.
Бронемашина "Кугуар" поступила на вооружение Нацгвардии и уже находятся в зоне антитеррористической операции. Об этом на своей странице в соцсети написал советник главы МВД Зорян Шкиряк. "Кугуары" уже в АТО на вооружении Нацгвардии", - написал он. В свою очередь нардеп Александр Бригинец написал, что в Нацгвардию поступила одна машина, на которой сегодня установят оружие и "завтра уже отправится в бой". "Кугуар" выпускается кременчугским автозаводом КРАЗ. Создан на базе шасси Toyota Land Cruiser 79. Машина предназначена для ведения боя в городских условиях. Бронекорпус и бронестекла обеспечивают защиту экипажа по классу CEN Level BR6 (от 7,62×51 мм патрона NATO на дистанции 10 м). Внутри может разместиться до девяти человек: трое спереди, шестеро сзади на индивидуальных сиденьях. По бортам с каждой стороны расположены по три наблюдательных окошка и бойницы для ведения огня из стрелкового оружия без выхода наружу. "Кугуар" может быть оснащен различными видами боевых модулей и башен, в состав вооружения которых могут входить 7,62-мм или 12,7-мм пулеметы, а также 40-мм автоматический гранатомет. Cougar оснащается двигателями Toyota: либо 4-литровым турбодизелем мощностью 240 л.с., либо 4,5-литровой бензиновой рядной "шестеркой" мощностью 218 л.с. Имеет пятиступенчатую механическую коробку передач. Вес автомобиля – 4220 кг, длина — 5352 мм, ширина — 2030 мм, высота — 2114 мм, колесная база — 3180 мм, дорожный просвет — 300 мм. Максимальная скорость — 105 км/час. Объем топливного бака — 180 л.
Источник: newsru.ua
|
|