|
Главная » 2010 » Октябрь » 6 » Что сделали мэры Днепропетровска за 200 лет
19:28 Что сделали мэры Днепропетровска за 200 лет |
В конце октября перед жителями Днепропетровска встанет перспектива очередного выбора — кому на этот раз предоставить право решать городские проблемы и заботиться о Днепре. За 19 лет независимости Украины наш город знал только троих мэров, а в период с 1991 по 1993 годы мэрское кресло и вовсе пустовало — всеми насущными вопросами заправлял глава горсовета тех лет Валерий Пустовойтенко.
Первого градоначальника нового периода — Виктора Меркушова — по старой привычке выбирали еще сами депутаты горсовета. А вот следующие мэры — Николай Швец и Иван Куличенко — уже были избраны народным голосованием. Причем, каждого из них люди видели своим «рулевым» по два раза. Такая преданность горожан своим лидерам замечена историками еще с екатеринославских времен, когда, однажды посадив человека в кресло городского головы, его выбирали вновь и вновь. Правда, в то время правом избирателя могли пользоваться отнюдь не все. «Возможность выбирать градоначальника или быть избранным на этот пост имели всего лишь полпроцента екатеринославцев, да и те ходили на выборы очень плохо. Например, если голосовать могли человек 500, то реально голосовала лишь половина. Вот эти-то 250 человек и решали судьбу всего города», — рассказала нам сотрудник Днепропетровского национального исторического музея Валентина Лазебник.
«Сегодня» решила вспомнить историю нашего города и проанализировать, чем Екатеринослав-Днепропетровск обязан многочисленным градоначальникам, стоявшим у его руля.
ПЕРВЫЙ МЭР ИМЕЛ ТРАКТИР
Кто был самым первым хозяином Екатеринослава де-факто, сказать сложно — документальных свидетельств об этом факте историки не разыскали. «Должность городского головы была учреждена в 1766 году Манифестом императрицы Екатерины II, но сведения о екатеринославском голове датируются только 1786 годом. Посему официальное первенство в управлении городом принадлежит купцу Ивану Шевелеву», — пояснила завотделом научных исследований и экспозиций истории Украины XIX — начала XX вв. Днепропетровского исторического музея Валентина Лазебник. О Шевелеве известно только то, что он владел одним из екатеринославских трактиров. Для города он успел сыграть важную роль — спустя год после своего назначения (в 1787-м) организовал и провел первые выборы гласных (депутатов). До того Думы в городе не было. Также Шевелев составил первую смету Екатеринослава — аналог современного бюджета.
СДЕЛАЛ ГОРОД МИЛЛИОНЕРОМ
Купцу Александру Толстикову, городскому голове Екатеринослава в 1889 и 1901 годах, больше всего должны быть благодарны современные народные избранники. Депутаты облсовета сейчас заседают в здании бывшего коммерческого училища, построенного Толстиковым. Но в историю города этот деятель вошел еще тем, что именно в период его работы бюджет Екатеринослава возрос в три раза. Если в 1900-м году он составлял 692 тыс. рублей, то всего за два года он вырос до двух миллионов. Екатеринослав стремительно ворвался в семерку городов России, чей бюджет составлял от одного до восьми миллионов рублей (всего же в империи насчитывалось порядка 700 городов).
ГЛАВА «НОВОЙ АМЕРИКИ» УШЕЛ В ОТСТАВКУ ИЗ-ЗА ТРАМВАЯ
90-е годы XIX в. — период расцвета Екатеринослава. По развитию город не имел аналогов ни в Российской империи, ни в Европе. «Наш город тогда называли «новой Америкой». С 1887-го по 1897-й годы его население выросло в 2,5 раза. Такого не было ни в одном из городов», — говорит историк Валентина Лазебник.
С 1891 по 1901 гг., градом Екатерины руководил Иван Греков. При нем построили электростанцию и Екатерининский проспект (ныне К. Маркса) стал освещаться с помощью электричества. В Екатеринославе появился первый телефон, а затем запустили трамвай. К слову, из-за него-то Греков позже и покинул пост градоначальника. «Его обвинили в якобы полученной взятке в 50 тысяч рублей от общества по постройке электрического трамвая. Но это была не взятка, а залоговые деньги, полученные управой по договору между городом и обществом о строительстве трамвая. Из-за оговора Греков заболел и ушел в отставку», — рассказала историк.
В МЭРЫ ШЛИ БОГАЧИ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ
В XIX веке мэрская каденция длилась меньше, чем сейчас: 3—4 года. Но при этом градоначальники если уж взбирались «на трон», то держались за него десятилетиями. Рекордсменами в этом стали два градоначальника-тезки: Иван Колесников и Иван Ловягин. Первый городским головой избирался пять раз, а второй — семь. «Объяснение этому простое: многие гласные (депутаты) отказывались принимать должность головы. Они были, как правило, купеческого или мещанского сословия. То есть это были люди, которые вынуждены были зарабатывать себе хлеб насущный каждый день, а работа в думе была общественная и бесплатная. Она их отрывала от лавок и мастерских. Поэтому в должность градоначальника вступали купцы, у которых был большой денежный оборот, которые могли содержать приказчиков, занимающихся их хозяйством. Они имели свободное время и соглашались на должность головы Екатеринослава. По-видимому, Колесникову и Ловягину просто предлагали оставаться в должности, и они не отказывались», — считает Валентина Лазебник.
Колесников правил 16 лет — с 1812 по 1828 годы. Запомнился тем, что за свой счет построил каменную Успенскую церковь. Столько же пробыл в должности и Ловягин — с 1847 по 1863 годы, а гласным Думы был вообще 30 лет. Потомкам он не оставил после своего правления ни парков, ни церквей, зато запомнился современникам тем, что во время Крымской войны за собственные деньги строил больницы, организовывал поставки лошадей на фронт и размещал в городе тысячи раненых, возвращавшихся с поля боя.
ПОСЛЕДНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ ГОЛОВА — НЕМЕЦ ЭЗАУ — ПОСТРОИЛ ВОДОПРОВОД
Последним екатеринославским городским головой стал инженер немецкого происхождения Иван Яковлевич Эзау, которому город обязан новым водопроводом. На его строительство Эзау удалось впервые в истории Екатеринослава «выбить» 2,5 миллиона рублей кредитных денег от государства. К слову, этих денег хватило и на то, чтобы проложить и запустить вторую линию трамвая, которая пролегла от вокзала до Брянского завода (ныне завод Петровского).
Головой Ивану Яковлевичу довелось быть дважды: в период с 1905 по 1909 год и в 1918 году. Когда к власти в Украине пришел гетман Скоропадский, поддерживаемый Германией, немца Эзау снова попросили возглавить город. Он согласился, но вскоре эмигрировал в Германию, а после — в США. За это короткое время правления он успел принять решение об открытии в городе университета.
БОЙКО ПОСТРОИЛ АЭРОПОРТ И ОПЕРНЫЙ И СДЕЛАЛ ГОРОД КУЛЬТУРНЫМ
В 1970 году на четыре года главный пост в Днепропетровске занял уроженец Кривого Рога Виктор Григорьевич Бойко. Пожалуй, период его работы можно было бы и опустить, если бы в это время наш город не обрел два знаковых объекта — новое здание аэропорта и Театр оперы и балета. К слову, последний был сооружен с удивительной скоростью — 31 августа 1973 года вышло постановление о его строительстве, а уже в следующем году Оперный был закончен. «
Это было настоящим событием не только для днепропетровской интеллигенции, но и вообще для всех горожан. Первые полгода в театр было невозможно достать билет — контрамарки на спектакли и балеты раскупали за пару часов после того, как они попадали в кассы. Но не все понимали истинное значение открытия Оперного театра в нашем городе. Это значило, что Днепропетровск стал истинно культурным городом», — вспоминает библиотекарь Элеонора Петровская.
ЛЯХ ОБЕСПЕЧИЛ ГОРОД МЕДИКАМИ И ЦИРКАЧАМИ
Иван Лях, возглавлявший город с 1974 по 1981-й, большое внимание уделял досугу горожан. Так, за время, пока он руководил горисполкомом, в Днепропетровске построили летний театр в парке Шевченко и открыли диораму «Битва за Днепр». А в 1980-м город получил новый цирк, в котором можно смотреть представления круглый год (старый цирк на улице Шмидта работал только летом, так как здание не отапливалось). К слову, новое цирковое здание до сих пор считается одним из лучших образцов отечественной архитектуры.
Во времена работы Ляха Днепропетровск мог похвастать и медициной. В 1978 году на каждые 10 тысяч жителей города приходилось 36 врачей и 38 медсестер — этот показатель был лучшим во всей огромной стране. Для сравнения, в прошлом году эти показатели по всей области составили 50 и 96 специалистов соответственно.
ПРИ МИГДЕЕВЕ ПОЛКИ В МАГАЗИНАХ ОПУСТЕЛИ, НО ГОРОД СТРОИЛСЯ
После смерти Леонида Ильича Брежнева для Днепропетровска закончились «золотые времена». «С началом 1980-х годов и особенно во времена перестройки, Днепропетровск потерял покровительство Москвы, к которому он привык за 18 лет правления Брежнева. Если раньше во многих советских городах, таких как, Воронеж или даже Ленинград, полки в продуктовых магазинах были гораздо беднее, чем у нас, то теперь картина поменялась», — рассказывает политолог Андрей Золотарев. Но даже с потерей звания «города-фаворита генсека» Днепропетровск еще несколько лет держал неплохой темп в развитии.
В феврале 1981 года к руководству мегаполисом приступил Александр Мигдеев. Его восьмилетнее пребывание на посту главы исполкома горсовета ознаменовалось, в первую очередь, «квартирным вопросом». Мигдеев развернул бурную кампанию по строительству новых жилых массивов. Большое значение он предавал сносу ветхих домов и отселению людей из подвалов и бараков, в которых многие вынуждены были жить даже после 35-й годовщины окончания Великой Отечественной войны. В Днепропетровске широко распространилось соревнование жителей за образцовое содержание домов, подъездов, квартир. В первый же год правления Мигдеева звания «Дом образцового содержания и высокой культуры быта» удостоились 162 дома. А по итогам смотра технического состояния жилищного фонда нашему городу было присуждено второе место в Днепропетровской области.
В это время в городе появляется новая троллейбусная линия, пролегающая от жилмассива Клочко до проспекта имени газеты «Правда». Кроме того, были построены и сданы в эксплуатацию: Кайдакский мост, прижелезнодорожный почтамт, гостиница «Рассвет» и Дворец спорта «Метеор».
ЯРМАРКА ПУСТОВОЙТЕНКО НЕ ДАЛА УМЕРЕТЬ
Валерию Пустовойтенко пришлось заниматься делами города в самый сложный период, когда огромная советская держава распалась, а молодая Украина еще не успела сформироваться. «Его задачей было, по крайней мере, удержать Днепропетровск от полного развала, чтобы хотя бы канализация работала исправно. Город во времена его правления превратился в одну сплошную огромную ярмарку. Но именно эта ярмарка не дала умереть с голоду тысячам днепропетровцев, оставшихся без работы в те тяжелые годы», — рассказал политолог Андрей Золотарев.
Несмотря на полную разруху в период с 1989 по 1993 годы, Пустовойтенко все же удалось если не начать что-то новое, то хотя бы завершить строительство. На набережной открылось здание Дворца пионеров (ныне Дворец детей и юношества), на улице Малиновского — фабрика полуфабрикатов, а жители жилмассива «Тополь» обрели долгожданный кинотеатр «Сечь».
ШВЕЦ — ПЕРВЫЙ ИЗБРАННЫЙ ГОРОЖАНАМИ МЭР ДНЕПРА
В 1994 году днепропетровцы впервые за всю историю города избирали своего мэра (ранее депутаты горсовета выбирали главу горисполкома в своем «узком кругу»). По результатам народного голосования победил Николай Швец, который до этого три года работал заместителем главы горисполкома. На следующих мэрских выборах 1998 года горожане вновь поддержали его кандидатуру, но городским головой он пробыл всего несколько месяцев, предпочтя должность губернатора Днепропетровщины. И, как оказалось, напрасно. «Для многих днепропетровских руководителей родной город стал промежуточным этапом на пути в большую политику. Например, Яцуба и Пустовойтенко худо-бедно укрепились в Киеве, а вот у Швеца после губернаторства больше побед не было. Он неплохой хозяйственник, но, видимо, слабый политик», — высказал свое мнение Андрей Золотарев.
Именно в правление Николая Антоновича Днепропетровск стали понемногу приводить в порядок, убирать с главных улиц многочисленные торговые палатки. В его мэрство начали достраивать Южный мост, который к тому времени уже прочно носил звание долгостроя. «Кроме того, при Швеце состоялось открытие здания нового автовокзала, в котором очень нуждался город. Хотя, если честно, это мало зависело от Николая Антоновича, а скорее от Павла Лазаренко, который в тот момент был в зените славы. Также в эти годы была пущена первая линия метрополитена, что Швец ставит себе в заслугу, хоть и здесь тоже явно не обошлось без Павла Ивановича. Все-таки, на мой взгляд, основная заслуга Николая Швеца была в том, что социальная ситуация на фоне остальных украинских городов, к примеру, того же Харькова, была получше», — считает политолог.
Текст: Майя Скиданова
| Успенская церковь. Подарок Ивана Колесникова | | Новый цирк. Иван Лях дал городу «круглогодичный» манеж | | «Метеор». Дворец успели отстроить до «перестройки» | | Подземка. Метро начали при Брежневе, открыли при Швеце | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
Просмотров: 755 |
Добавил: defaultNick
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Новости города |
---|
|
Новые коментарии |
---|
Читали ниже комментарии и не поверили, что это отзывы про тот же магазин где мы уже купили кафель. Остались очень довольны и магазином и условиями заказа!!! Выбирали кафель, приезжали несколько раз, ну уж очень большой выбор и сложно было определиться. Голову морочили многим, то заказали один кафель, потом передумали и заказали другой. Второй кафель по сумме был дешевле, разницу нам вернули без проблем. Не смотря на все это нас всегда встречали с улыбкой, спасибо им за выдержку!)) Поменьше бы именно таких покупателей как мы))) Заказали доставку, нам перезвонили заранее как мы и просили, подождали пока проверим, было все целое. В общем что хочу сказать, однозначно рекомендую магазин на Рабочей 152!!! P.S. А магазин нам порекомендовали соседи, которые купили там плитку и домой и на дачу. Так что как минимум две довольных семьи))
Не поленился зарегистрироваться, чтобы описать работу данного магазина! Пока находишься в магазине, все пытаются тебе помочь и мило улыбаются. Как только заказ был оформлен и оплачен, видимо, всем становится наплевать! Сказали, что когда мне нужна будет доставка, позвонить по любому из номеров на чеке и на следующий день привезут. Мне нужна была доставка на след. субботу. И меня уверили, что с этим проблем не будет! Неделю я к ним звонил, трубку никто не брал. Перед 1 мая, потратив свое время и ресурсы, смог вырваться и поехал к ним. Спросил, что у них вобще происходит?! Женщина ответила, что им вырезали кабели и телефоны у них не работают. Выходит, что это моя забота бегать за ними, узнавать все ли хорошо у них с телефонами и просить доставить мне мой заказ. Дальше, я попросил оформить доставка на субботу, как и договаривались, на что получил ответ, что оказывается, склад не работает в субботу! И я могу оформить доставку на любой другой день. Выходит теперь я еще и должен подстраиваться под их график?! Договорились на понедельник вечером, как можно ближе к 5. Специально объяснил, что смогу принять только, как можно ближе к вечеру, на что мне сказали, что хорошо, так и сделаем и это обязательно запишут и передадут курьерам. В понедельник в 2 часа дня мне приходит звонок, в котором курьер говорит, что через 20мин будет у меня и чтобы я принимал заказ. Я объяснил, что это невозможно и ему придется ждать до вечера. Он согласился. Но при этом раз или два звонил и говорил, чтобы я приехал, как можно скорее, то у человека наверно же дела, он спешит и у него нет времени ждать меня! Выгрузили кафель, сказал, проверить декор - большой, не дешовый рисунок из 6 кафелин, на всякий случай, но сказал, что в магазине все проверяли. Не поленившись, я проверил все кафелины и на последнем оказалась царапина. Курьер сказал, что в таком случае заберает весь набор, а я смогу забрать новый в магазине. Как и прежде, я объяснил человеку, что могу сделать это только в выходной - субботу. Он начал сомневаться, что работает ли магазин в этот день, по этому при мне он позвонил в магазин и уточнил. На это он получил утвердительный ответ и сказал, что после 10, в субботу, 9 мая, можно приезжать !!!лично!!! забирать свой кафель. Приехав в субботу под магазин, я встретил лишь закрытую дверь и бумажку, что 9 мая магазин не работает! Теперь, чтобы забрать кафель, придется ждать еще 1 неделю! А я в очередной раз потратил лишь свое время и бензин! Итог: Оплатив товар и доставку, кроме кафеля, я получил огромную дозу разочарования, потратил свое время, нервы, потратил бензин и должен сам ездить заберать свой товар из-за ихней оплошности! В данный магазин я больше ногой не ступлю, никому не буду его советовать или давай хорошие отзывы! Надеюсь, данный отзыв, поможет хоть кому-то сэкономить свое время и нервы и позволит найти более квалифицированный магазин!
Как всегда радуют своей болью
Дело происходит в провинции Цзянси, КНР. Porsche Cayenne, почти новый, был куплен за примерно 150 тысяч долларов незадолго до аварии. За рулём находился некий Жен Йин, 32-летний китаец, находящийся в розыске полицией. Он на скорости не справился с управлением, влетел в заднюю часть грузовика и при ударе потерял сознание. Водитель же фуры ничего не заметил и тащил застрявший внедорожник около 13 километров, пока его внимание не привлекли сигналящие водители и он не остановился. Мистера Жен Йин извлекли из разбитого автомобиля, а в салоне обнаружили большую партию кокаина. По китайским законам за это количество ему гарантирована смертная казнь.
Бронемашина "Кугуар" поступила на вооружение Нацгвардии и уже находятся в зоне антитеррористической операции. Об этом на своей странице в соцсети написал советник главы МВД Зорян Шкиряк. "Кугуары" уже в АТО на вооружении Нацгвардии", - написал он. В свою очередь нардеп Александр Бригинец написал, что в Нацгвардию поступила одна машина, на которой сегодня установят оружие и "завтра уже отправится в бой". "Кугуар" выпускается кременчугским автозаводом КРАЗ. Создан на базе шасси Toyota Land Cruiser 79. Машина предназначена для ведения боя в городских условиях. Бронекорпус и бронестекла обеспечивают защиту экипажа по классу CEN Level BR6 (от 7,62×51 мм патрона NATO на дистанции 10 м). Внутри может разместиться до девяти человек: трое спереди, шестеро сзади на индивидуальных сиденьях. По бортам с каждой стороны расположены по три наблюдательных окошка и бойницы для ведения огня из стрелкового оружия без выхода наружу. "Кугуар" может быть оснащен различными видами боевых модулей и башен, в состав вооружения которых могут входить 7,62-мм или 12,7-мм пулеметы, а также 40-мм автоматический гранатомет. Cougar оснащается двигателями Toyota: либо 4-литровым турбодизелем мощностью 240 л.с., либо 4,5-литровой бензиновой рядной "шестеркой" мощностью 218 л.с. Имеет пятиступенчатую механическую коробку передач. Вес автомобиля – 4220 кг, длина — 5352 мм, ширина — 2030 мм, высота — 2114 мм, колесная база — 3180 мм, дорожный просвет — 300 мм. Максимальная скорость — 105 км/час. Объем топливного бака — 180 л.
Источник: newsru.ua
|
|