Александр Максимович Макаров "... мчат ракеты Как сгусток солнца. Это - Ваши мечты и прозрения. Ваши знания. Ваши бессонницы." | Генеральный директор производственного объединения «Южный машиностроительный завод», почетный гражданин Днепропетровска, Лауреат Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, Заслуженный машиностроитель Украины, кавалер ордена Ярослава Мудрого. Александр Максимович Макаров - это четыре поколения боевых ракет и ракетно-космических комплексов. Это ракетоносители «Циклон» и «Зенит». Это разгонные блоки для проекта «Энергия-Буран». Это - целый ряд космических аппаратов для исследования Земли и Солнца, мониторинга земной поверхности и околоземного пространства, таких как «Космос», «Интеркосмос», «Океан», АУОС - СМ, это лунный модуль и другие. Он был и остается эталоном гражданина, производственника, хозяйственника. Главным памятником ему стал "Южмаш": завод - сад, завод - создатель первоклассной техники, не имеющей аналогов в мире. |
Феномен Макарова
По материалам статьи Всеволода Копейко - руководителя пресс-службы ГП «ПО Южный Машиностроительный завод им. А.М. Макарова», главного редактора газеты «Старт».
Он из плеяды тех, кого поэт называл «гениальными невидимками». Люди, чьи фамилии до поры до времени не знал не только поэт, но и подавляющая часть населения планеты, ныне известны всему миру. Только об этом «сверхсекретном» человеке пока молчат энциклопедии.
Он построил целый город величиной с Днепродзержинск, но в наше время нет средств содержать его жилой фонд. Он воздвиг лучший в стране Ледовый дворец для развития спорта и культуры, но его постигла та же участь, что и его город: приходится часть дворца сдавать под торговые точки. Он, наконец, создал лучшие в мире носители для ядерного щита Родины, а новое поколение большую их часть покромсало автогеном.
Он шестьдесят из восьмидесяти лет работал как вол, а получил пенсию " технички " . Он делал ракеты, чтобы американцы и прочие империалисты заткнулись и перестали разглагольствовать о Третьей мировой войне, а его молодым соратникам приходится «якшаться» с американцами и так или иначе «засвечивать» свои технологии. Это можно считать трагедией великого человека. Но он выстоял и почти до конца своих дней не порывал связей с родным коллективом. Более того, он ушел в мир иной человеком в высшей степени счастливым, потому что его участие в великих делах повлияло на ход мировой истории.
На его долю выпала весомая роль в большой политике. По крайней мере, в минуты размышлений о судьбах мира без него не обходились ни Никита Сергеевич Хрущев, ни Михаил Сергеевич Горбачев. Речь идет о легендарном директоре отечественного ракетостроения, гениальном организаторе специфического производства Александре Максимовиче Макарове, который стоял у истоков рождения первой днепропетровской ракеты разработки Королева, которую называли «единичкой». Позже была «двоечка». Обе - добросовестно скопированные у Вернера фон Брауна с «ФАУ-1» и «ФАУ-2». Александр Максимович «набил» на них руку, поскольку по диплому не был ракетчиком, а инженером путей сообщения. Он окончил Ростовский механический институт и получил диплом инженера-теплоэнергетика.
Опыт весьма пригодился, когда в «почтовом ящике 586», который в ту пору возглавлял Макаров, появился ныне знаменитый Михаил Кузьмич Янгель, в то время малоизвестный конструктор из окружения Королева. Со временем специалисты поймут, что в столице двум гениям было тесно, и один должен был уйти. Ушел Янгель. И это была судьба, ибо без Макарова и Янгеля Днепропетровск вполне возможно не состоялся бы как центр боевого ракетостроения бывшего СССР... Философы и богословы говорят, что гениальные люди приходят в мир как раз в тот момент, когда эпоха не может без них обойтись.
Вот затеяли американцы возню с атомным оружием, тотчас потребовались люди с нашей стороны, способные противопоставить силе еще большую силу. Курчатов в небывало короткие сроки построил свои «котлы» и создал то, что требовала от него эпоха. На новом этапе в работу включился очередной гений - Сахаров и сделал водородную бомбу. Применять для ее сброса самолет - это повторять американцев. Требовалось нетрадиционное средство доставки.
Какое-то время военные с интересом наблюдали за творчеством C.П.Королева в области предложений армии. Проектанты многое к тому времени достигли, но военные не были довольны. Ракеты того времени были оружием немобильным. У каждой установки следовало держать кислородный мини-завод. С появлением Янгеля у военных появилась альтернатива. Новый ракетный комплекс мог стоять на боевом дежурстве в заправленном состоянии. Секунда дела - и ракета по команде уходила к цели.
Результатом пересечения пути большого ученого и конструктора Янгеля и выдающегося организатора производства Макарова стал триумф военной мощи бывшего Советского Союза. Когда «Южмаш» только начинался как головной завод по производству межконтинентальных баллистических ракет, туда по пути в Америку заехал глава державы Хрущев. Награды привез весомые за труды и авансом. «Пошептались» с Макаровым и Янгелем. В результате, воодушевленный Никита Сергеевич и затеял на заседании ООН знаменитую головомойку мировому империализму... А все оттого, что руководитель государства, будучи на «Южмаше», почувствовал, какой мощной становится армия благодаря днепропетровским ракетчикам.
Общеизвестно, что КБ и заводы - разные организации. Так во всем мире. Бюро разрабатывает проектно-конструкторскую документацию, отрабатывает на своей базе изделие и только тогда передает заводу для выпуска.
Завод получает конструкторскую документацию и принимается за реализацию проекта в металле. Дальше идет отработка. Двойная трата времени. Каждый из конструкторов и заводчан ощущал это на собственном опыте, но только Макаров и Янгель пришли к выводу: надо освоение новой продукции осуществлять общими усилиями.
Так родилась идея объединить заводскую и базу отработки изделий КБ. Выиграли во времени, что было на тот период особенно важно... Гонка вооружений диктовала жесткие условия. Чтобы иметь представление, в каких условиях приходилось работать Макарову, приведем один пример. По заданию правительства, в ноябре 1982 года был разработан эскизный проект изделия 15А18М, по натовской классификации - СС-18. Совершеннее ничего по сей день в мире нет. А в марте 1986 года начались летные испытания этой ракеты! Еще через два года ракетный комплекс поступил на вооружение. Вот такие темпы.
Благодаря Александру Максимовичу и коллективу, которым он руководил четверть века, армия обрела новый вид войск - ракетные войска стратегического назначения.
Макаров строил производственные корпуса для ракет и жилье для людей, организовывал выпуск жидкостных маршевых и рулевых ракетных двигателей, приборов и систем автоматики, космических аппаратов, автоматических орбитальных станций, он стоял у истоков создания твердотопливных ракет, в том числе и подвижного базирования, наименее уязвимых для противника.
Александр Максимович Макаров - это четыре поколения боевых ракет и ракетно-космических комплексов. Это ракетоносители «Циклон» и «Зенит». Это разгонные блоки для проекта «Энергия-Буран». Это - целый ряд космических аппаратов для исследования Земли и Солнца, мониторинга земной поверхности и околоземного пространства, таких как «Космос», «Интеркосмос», «Океан», АУОС - СМ, это лунный модуль и другие. Руководитель «Южмаша» сделал завод автономным, с замкнутым циклом производства товарной продукции. Благодаря крупным инструментальному, металлургическому, химическому, экспериментальному, приборному, сборочному, двигательному производствам, собственной ТЭЦ - Макаровский машиностроительный комбинат во многих вопросах не зависел от внешних условий.
В Днепропетровске Макаров с пятидесятитысячным коллективом творил историю, благодаря ему в 90-е годы мир неузнаваемо изменился. Надо было гонку вооружений довести до абсурда, чтобы политики и военные осознали: дальше путь - в никуда. И хотя эта гонка истощала ресурсы великих наций, она оказалась весьма полезной, ибо стала катализатором технического прогресса. Удивляет, что «запрограммированный» на боевые ракеты Макаров не забывал о чисто житейских делах. Кроме трети города Днепропетровска, который построили за счет «Южмаша», были сооружены стадион европейского уровня, лучший в Украине Ледовый дворец спорта. И когда Дворец спорта все же был достроен, Макаров направляется в Москву, чтобы уговорить приму советской эстрады Аллу Борисовну торжественно открыть своим концертом культурный и спортивный центр города. И уговорил, правда, с помощью своего всесильного друга, министра внутренних дел Щелокова, поскольку график Пугачевой был жестко расписан на квартал вперед.
Макарова-патриота в мае 1965 года чудом выпустили на 14 дней во Францию на аэрокосмическую выставку в Ле Бурже. Он ознакомился с экспонатами, побывал на ряде заводов аэрокосмического профиля и, вернувшись домой, заявил: Запад во многом преуспел, но на предприятиях, подобных нашему заводу, порядка меньше... Кремлевский горец в свое время требовал подбирать для ракетостроения людей крупного калибра. И их находили. В этой когорте был и Александр Максимович Макаров. Он оставил живущим великое наследство.
Он выполнил свою историческую миссию и в возрасте 80 лет достойно сошел со сцены.
Александр Максимович не исчез, как не исчезает энергия. Она лишь переходит в иное качество. Он лишь смотрит вдогонку своим более молодым соратникам, которые успешно осваивают непривычные для «Южмаша» проекты типа «Морской старт». Социально-экономической преемственности, может, в чистом виде тут и не просматривается - так называемого бандитского рынка Макаров не принял. Но он сделал все, чтобы его многочисленные дети-южмашевцы в этот недобрый час разумно распорядились его наследием.
У Горького есть образ человека с большой буквы. Сказано в начале века, а будто о Макарове. «Я призван для того, чтобы распутать узлы всех заблуждений и ошибок, связавших запуганных людей в кровавый и противный ком животных, взаимно пожирающих друг друга!».
Военный паритет, в достижении которого не последнюю роль играл Александр Максимович, давался в муках. И именно он в числе других позволил «распутать узлы всех заблуждений и ошибок», которые были порождены в результате Второй мировой войны.
Грядущим поколениям еще предстоит оценить феномен Макарова. Мы, его современники, лишь акцентируем внимание на этой фигуре планетарного масштаба...
Энергия не исчезает...
Дмитрий Борисович Кедрин (1907—1945) — известный русский поэт. | Родился Дмитрий Борисович на Богодуховском руднике в Донбассе, потом, до 1931 года, жил в Днепропетровске. В 1922—1924 годах учился в Екатеринославском техникуме железнодорожного транспорта, но работать пришел в редакцию комсомольской газеты «Грядущая смена». На ее страницах и опубликовал свои первые стихи. В 1921 году вышел первый и единственный прижизненный сборник его стихов «Свидетели». Все другие произведения Д. Б. Кедрина увидели свет в периодике или были опубликованы в изданиях после его смерти. В Екатеринославе Д. Б. Кедрин возглавлял литературное объединение «Молодая кузница», издававшее одноименный журнал. С 1931 года Д. Б. Кедрин жил в Москве, в Мытищах, где и создал свои лучшие произведения: «Кукла», «Поединок», «Зодчие» и другие. Он добровольцем вступил в Красную Армию, работал корреспондентом фронтовой газеты. В литературном наследии Дмитрия Кедрина — стихи, поэмы, баллады, сказки, песни, драма в стихах, переводы из А. Мицкевича, М. Рыльского, П. Тычины. |
Дмитро Кедрін з Катеринослава
Про відомого російського поета, нашого земляка Дмитра Кедріна, його біографію, творчість написано немало, його ім'я давно відоме читачеві, творами поета зачитуються, їх перекладають. У журналах «Кур'єр Крив басу» та «Бористен» неодноразово друкувались кедрінські вірші українською мовою, а 2006 року вийшла книга його лірики у перекладах Гаврила Прокопенка.
Дмитро Кедрін народився на Донеччині, потім його сім'я декілька років мешкала на Поділлі, а 1913 року переїхала до Катеринослава, де поет прожив до 1931 року, тобто майже половину свого життя. Він навчався в комерційному училищі, згодом у технікумі шляхів сполучення. Вірші почав писати з сімнадцяти років, спочатку підроблюючись під стиль модного і популярного Сергія Єсеніна. З 1924 року юнак став працювати у дніпропетровській комсомольській газеті «Грядущая смена» і скоро став її постійним співробітником. Додатком до неї виходив журнал «Молодая кузниц» - «Литературно-художественный и научно-популярний ежемесячный журнал творчества пролетарськой молодежи», тут вперше почали друкуватись його вірші. Засновником журналу, крім редколегії газети, була і літературна група «Молодая кузница», назва якої, власне, і стала назвою органу молодих літераторів. Його перше число побачило світ 4 лютого 1924 року, а вже у 6 номері був надрукований вірш Д. Кедріна «Я ушей», в наступному – «Бандит», обидва цілком витримані в Єсенінському стилі. В подвійному 9-10 номері, ювілейному, як зазначено на обкладинці, опубліковано уривок з його поеми «О Человеке». Тут же й невеличке фото самого автора - худенький юнак в окулярах і береті. Число журналу присвячене черговій річниці більшовицького жовтня, її керівникові Леніну і юний Д. Кедрін теж оспівує Ілліча.
Друкувались вірші юного поета і в інших місцевих виданнях - газеті «Звезла», журналах «Мартен», «Молодая кузница», а також харківських і московських журналах.
Гортаю підшивку журналу „Мартен" за 1926 рік. Це теж літературно-художній часопис дніпропетровської творчої молоді. І тут теж поезії Д. Кедріна: передрук вищезгадуваного уривку про Леніна, вірш «Стройка». Цікаві обидва журнали не тільки ранніми творами поета, в них постійно друкувались звіти про роботу літгрупи «Молода кузня», отже, можна прослідкувати за участю в її роботі юного Д. Кедріна.
Ідея організації молодих літераторів виникла наприкінці 1923 року, в січні наступного року літгрупа вже діяла. В її складі були на той час Гнат Мусієнко, Іван Правдін, Петро Звонкій, Григорій Бінкін, Михайло Сосновій, А. Вульман. Весною додались нові імена: Дмитро Кедрін, Анатолій Кудрейко-Зеленяк, Сергій Волотківський, інші.
У звіті «Молодой кузницы», надрукованому в «Мартені» членами літгрупи названо також Михайла Свєтлова, Михайла Голодного та Олександра Ясного, які «...вбившись у пір'я в «Молодой кунице», пурхнули до Москви, на велику дорогу, де їхні неабиякі таланти знайшли собі широке поле творчої роботи» («Мартен»- 1926.- № 12.- С. 16; пер. - І.Г.). І далі: «Услід за цією «зграйкою» цього літа рушила туди й інша - у складі обдарованих юнаків: Сосновіна, Кедріна і Кудрейка-Зеленяка. Незвичайна плодючість для Катеринослава!» (там же).
Відносно «плодючості». З усіх вищеназваних імен широко відомі М. Свєтлов та Д. Кедрін, менше - М. Голодний. А хто тепер знає Сосновіна чи Кудрейка-Зеленяка?
Уже перші вірші Д. Кедріна вигідно вирізнялись з усього, що друкувалось на сторінках згаданих часописів. Головною умовою друкування була ідеологічна витриманість творів. Вірші Д. Кедріна не піддавались критиці з цього боку, як, скажімо, непогані поезії А. Вульмана. Але й «ідеологічно витримані» твори - про Леніна, новий час, написані в пролетарському дусі, незрівнянно вищі від творінь багатьох початківців-сучасників Д. Кедріна.
До Москви поет дійсно переїхав, але вже пізніше - 1931 року з дружиною Людмилою, а до того жив-таки у нашому місті. У Москві Д. Кедрін працював літературним співробітником у заводській багатотиражці, багато друкувався, працював над перекладами. У 1940 році вийшла його перша книга віршів «Свидетели». 1943 року поет добровольцем пішов на фронт, працював військовим журналістом, нагороджений медалями. 18 вересня 1945 року Дмитро Кедрін трагічно загинув.
На початку 1967 року у Дніпропетровську на будинку залізничного технікуму, де колись навчався Дмитро Кедрін, відкрито меморіальну дошку на його честь. На відкриття приїжджала дружина поета Людмила Іванівна, котра усе своє життя поклала на те, щоб донести до читача ім'я та творчість свого чоловіка. Тоді ж вона подарувала обласній науковій бібліотеці книгу Д. Кедріна «Краса» і фотографії з сімейного архіву.
Дмитро Кедрін - російський поет, другу половину свого життя він прожив у Москві, життя своє і талант віддав Росії. Але й роки молодості, прожиті в Україні, залишили слід у його творчості. «Міст Катеринослава», «Дніпропетровськ», «Серце», «Пісня про пана», «Кров», «Дума», «Мати» - ці й інші поезії - спомин про Україну, про наше місто.