|
Жилые кварталы вдоль ул. Рабочей. Улица Рабочая наравне с проспектом Кирова - одна из главных перпендикулярных Днепру магистралей Днепропетровска. До революции 1917 года она насчитывала всего несколько кварталов отходивших от Пушкинского проспекта. В начале улицы в 1896 году была построена Благовещенская церковь, имеющая и другое название - Александро-Невская. Эта церковь сохранилась и сейчас. Интересно, что название улицы - «Рабочая» - появилось не в советскую эпоху. Это одно из старейших названий Днепропетровска, впервые встречающееся на плане Екатеринослава 1885 году. После революции город начал выдвигаться в степь. Застраивались новые кварталы одноэтажных домиков. В 1929 году решением горсовета индивидуальная застройка была упорядочена, и образованы улицы Каверина, Автодоровская, Профинтерна и Социалистическая. В конце 1940 годов по улице Рабочей проложили новый трамвайный маршрут - теперь № 11, а с января 1941 года начали регулярное движение. И уже после войны, в 1945 году, к корпусам строящегося автозавода по улице Рабочей была снова проложена трамвайная ветка. Это один из самых длинных трамвайных маршрутов нашего города. Верхняя часть улицы Рабочей застраивалась в 1953-1955 годах. Здесь стоят ряды красивых домов в стиле «сталинский ампир» с сохранившимися лепными украшениями на фасадах и на крышах - вазы, декоративные шишки, советская символика - звезды, серпы и молоты. В самом конце - монументальное здание центральной проходной и главной конторы завода ЮМЗ, и два дома с декоративными башнями. Башни эти напоминают ракеты и говорят нам на архитектурном языке о космическом профиле «автозавода». Площадь перед дирекцией завода ЮМЗ - является выразительным и оригинально продуманным центром всего этого района. Совсем новый этап в застройке улицы Рабочей - строительство многоэтажных домов в ее центральной части с 1980-х годов. Сейчас многоэтажки продолжают активно возводиться. И хотя строятся они по типовым проектам - архитекторы вносят разнообразие, дополняют различные детали. Например, хорошо вписался в панораму района дом с башенкой синего цвета, в куполе которой устроена вечерняя подсветка - иллюзия звездного неба. Самое крупное и импозантное здание, как сказали бы раньше - «общественно-культурного назначения», - Дворец культуры ЮМЗ или Дворец машиностроителей. Он был построен в 1956 году по проекту архитектора В.С. Георгиевского. Зрительный зал рассчитан на 1000 мест. Классический образец стиля «сталинский ампир», причем в его позднем варианте, незадолго до того, как Никита Сергеевич Хрущев начал борьбу с «архитектурными излишествами». Особенно интересна сохранившаяся скульптурная группа, венчающая фасад Дворца. Такие скульптурные группы были очень популярны в сталинское время. Композиция продумана до мелочей. Изображены мужчина и женщина. Женщина сидит и держит в руке открытую книгу. Впереди группы - музыкальный инструмент - лира. Стоящий мужчина говорит с женщиной. Его рука развернута в сторону завода и его главной конторы. Скульптура изображает «культурный досуг советских людей», но главный вектор жизни определен четко - в данном случае это Южный машиностроительный завод. Рука мужчины указывает «главную жизненную дорогу» - путь к светлому будущему. В нижней части скульптурной группы сохранилась подпись - И. Зноба. Это один из двух скульпторов - отец и сын - И.С. Зноба и В.И. Зноба, создавших знаменитый днепропетровский памятник Т. Г. Шевченко на Монастырском острове. Возле Дворца стоит памятник - бюст главного инженера и директора Южного машиностроительного завода - Александра Максимовича Макарова. Его открыли в 1981 году еще при жизни Макарова. По советскому законодательству, памятник при жизни мог получить только дважды Герой Советского Союза и Социалистического Труда. Когда Макаров получил вторую звезду Героя Соцтруда и вторую медаль «Золотая звезда», ему поставили памятник. А после смерти А. М. Макарова в 1999 году, площадь вокруг Дворца также назвали его именем. по материалам |
ГП ПО "Южный машиностроительный завод"
Страницы истории
|
«Южный машиностроительный завод» (в обиходе «Южмаш») задумывался как автомобильный колосс СССР. Еще продолжалась война, а на южной окраине Днепропетровска началось строительство завода. Завод еще строился, но уже начал выпускать автокраны, автопогрузчики, самосвалы, прицепы.
|
КАК ПОЯВИЛАСЬ ТЮРЬМА НА ЧИЧЕРИНА
История здания новой городской тюрьмы на улице Чичерина, началась летом 1910 года, когда напротив Коммерческого училища (ныне Облсовет), началась разметка участка под строительство здания 2-й Классической гимназии. Работы начались по решению Городской Думы, которая считала себя вправе распоряжаться участком. Однако они сразу были остановлены командиром арестантских рот, который выдворил с участка не только рабочих, но и члена Городской Управы В.И. Макарова. Причиной этого было то, что участок, уже более 40 лет занятый огородами арестантских рот, тюремное ведомство привыкло считать своим за «давностью владения». Такая формула действительно существовала, причём «давность» определялась сроком в 10 лет.
Вскоре министерство юстиции все же предложило городу договориться на определенных условиях: город получал участки арестантских рот и тюремного замка в обмен на участок и деньги для строительства новой тюрьмы. Предложенные условия городские власти сочли чрезмерными, а поведение тюремного ведомства - возмутительным. Конфликт разросся и дошёл до самых высоких сфер. Город уже собирался подавать в суд, но перед этим было принято решение обратиться к землякам в Петербурге.
Влиятельные депутаты Государственной Думы, екатеринославцы М. Родзянко и М. Алексеенко провели конфиденциальные переговоры с министром юстиции И. Щегловитовым. По предварительному соглашению было решено не доводить дело до суда. Министр попросил город, выделить в обмен на участки тюремного ведомства участок земли, и денежные средства для строительства новых зданий. Предложенные условия полностью соответствовали тем, от которых город в свое время отказался, однако на этот раз городские власти решили согласиться.
Окончательная договорённость была достигнута в конце 1912 года, и уже в 1913 году город выделил участок земли на южной окраине, за комплексом артиллерийских казарм и участком, предназначенным для строительства уездной больницы. В 1913 году был создан специальный строительный комитет, сдан подряд на строительство, и начаты земельные работы. Но в августе 1914-го, после начала Мировой войны, строительство притормозилось, и шло уже далеко не запланированными темпами.
С конца 1914 года рассматривалась возможность перестройки тюремных зданий под военный госпиталь, что позволило бы освободить занятые госпиталями общественные здания города. А в сентябре 1915 года специальная комиссия осмотрела здания недостроенной тюрьмы и пришла к выводу что они могут быть приспособлены под казармы на 10 тысяч человек. Однако этот вопрос так и не был решен.
Громадный комплекс на южной окраине долго стоял недостроенным. Только в 1927 году были начаты работы по восстановлению новой тюрьмы на Чичеринской улице, которая могла вместить до 1 800 заключённых. Причиной возобновления строительства было отсутствие в городе специальных зданий, ведь старые тюремные комплексы были в 1919 году взорваны по приказу Нестора Махно.
Дом предварительного заключения (так в то время скромно именовалась тюрьма), в городе был, но занимаемое им здание бывшей Духовной семинарии не было приспособлено для этих целей. Да и размещение тюрьмы на главном проспекте тоже вызывало некоторые сомнения.
Ориентировочно к 1930 году новое тюремное здание на Чичеринской улице было окончено.
по материалам
Валентина Старостина
Парк Ленинского комсомола до Октябрьской революции был далеко за городской окраиной. Его территория принадлежала Свято-Тихвинскому женскому монастырю и называлась Монастырский лес, а в казачьи времена, участок площадью около 72 га был известен как Кленовый байрак.
Непосредственно парк на этой территории был благоустроен после войны, когда начал возводиться ЮМЗ и стали застраиваться прилегающие кварталы. В то время были построены: эстрада, танцплощадка, детский городок, а на западном склоне - обзорные площадки.
Городская программа реконструкции
27-го января нынешнего года стало новой точкой отсчета для огромного днепропетровского квартала, ограниченного проспектом Кирова, улицами Вакуленчука, Титова и Макарова. В этот день в горсовете был проведен конкурс инвесторов, желающих заняться капитальным переустройством этой проблемной территории.
Что получит Днепропетровск и его жители после переустройства?
Во-первых, при освоении территории инвестор будут поэтапно отселяться люди в равноценное по площади новое жилье. Несомненно, что подавляющее большинство людей, проживающих на этом участке в «убитых» «хрущевках» и частном секторе, будут только рады такой перспективе.
Во-вторых, от планов к делу перейдет городская программа реконструкции устаревшего жилого фонда – дальше по той же модели могут быть реконструированы «хрущевки» на проспектах Гагарина, Правды и так далее.
В-третьих, кардинально обновится Комсомольский парк и из мусорных джунглей превратится в насыщенный развлекательными центрами, красивый центр досуга.
В-четвертых, упростится транспортный вопрос в этом районе.
В результате проведения городской программы реконструкции, под снос пойдет 150 тысяч квадратных метров устаревшего жилого фонда.
Вместо них будет построено 1,2 миллиона «квадратов» жилья, 18 тысяч – административных центров, 750 тысяч – гаражей и паркингов, крупные торговые, развлекательные центры, школы, детсады, исходя из существующих нормативов.
Работы начнутся в ближайшее время, а первые заметные изменения можно будет наблюдать уже к началу 2012 года. Проект является долгосрочным, и по предварительным подсчетом, завершить его удастся лишь в 2020 году.
Чрезвычайно интересный проект реконструкции Комсомольского парка под дендрарий.
Создаваемый дендрарий одновременно «убивает трех зайцев»: полностью преобразовывает руины Комсомольского парка, становится научной площадкой для ботаников и биологов и отличным местом для прогулок горожанам.
Спортивные объекты, аллея памяти ракетостроителей и даже озеро со смотровыми площадками – таким, вполне возможно, будет новый облик парка.
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ (АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ) ЦЕРКОВЬ
Во второй половине XIX столетия, с ростом численности населения Екатеринослава, стремительно осваивались городские окраины. Обширная местность в районе пересечения современных проспекта Пушкина и улицы Рабочей, получила название Цыганская площадь. Раньше в этом месте часто останавливались цыганские таборы, что и определило название площади. 18 сентября 1888 года в центре площади архиепископом Серапионом «для возбуждения усердия местных жителей к скорейшему сооружению каменного храма» была освящена временная часовня во имя благоверного князя Александра Невского. В соответствии с названием новой часовни в 1889 году Цыганская площадь была переименована в Александро-Невскую площадь.
17 октября 1889 года, в годовщину крушения царского поезда у станции Борки, часовня была торжественно и при большом стечении народа освящена в церковь, во славу чудесного спасения царской семьи. А в 1896 году вместо часовни была освящена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее возведение осуществлялось на добровольные пожертвования богатых граждан города, в первую очередь, владельцев кирпичных заводов Екатеринослава и, в частности, купца Первой гильдии Якова Михайличенко. Благодаря наличию достаточных средств строительство шло быстрыми темпами. Новая церковь получила сразу два названия - Благовещенская и Александро-Невская. Она отлично просматривалась со многих точек и служила доминантой всего района.
Церковь была построена в «неорусском стиле». Ее авторство в разных источниках одновременно приписывают как петербургскому архитектору Николаю Султанову, так и екатеринославскому епархиальному архитектору Леониду Бродницкому. Величественный храм был окружен забором и занимал значительную часть тогда еще не застроенной Александро-Невской площади. Внутреннее убранство оставляло приятное эстетичное впечатление благодаря художественным достоинствам иконостаса и настенных росписей. Церковь имела три придела: главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, южный - в честь апостола Иакова и северный - в честь святого князя Александра Невского.
После революции и установлении советской власти в Благовещенской церкви еще некоторое время продолжались богослужения, но в 1933 году она была закрыта и переоборудована под размещение ветеринарного склада. Чуть позже была снесена колокольня и поврежден главный купол. В 1941 году храм был сильно разрушен - уцелели только стены и купол без покрытия. Богослужение возобновилось лишь во время немецкой оккупации Днепропетровска - в 1943 году, когда священнослужителям удалось немного подремонтировать храм. После войны церковь уже не закрывали. Тогда начался период некоторой послевоенной либерализации церковной жизни, и служителям пришлось приложить много усилий, чтобы ликвидировать многочисленные разрушения, нанесенные во время боевых действий и богоборческой кампании.
В 1944 году силами прихожан началось восстановление храма и богослужение в Александро-Невском приделе. В 1947 году уже был действующим главный алтарь. А еще через два года архитектор С. Щукин выполнил эскизы восстановления храма, попытавшись изменить его стиль. До 1956 года в храме не было иконостасов, вместо них были фанерные заставки. В 1958 году мастерами из Почаева был установлен новый центральный иконостас, а немного позже известным художником-иконописцем Валерием Чугаевым были сделаны и боковые. Он же написал иконы ко всем иконостасам и заново расписал стены храма. Всю работу мастер выполнил безвозмездно. Реконструкция внутреннего убранства церкви продолжалась до 1964 года.
Во времена богоборческой власти Свято-Благовещенский храм был одним из немногих храмов, которые действовали в Днепропетровске. Кроме него, в центральной части города, действовал лишь Свято-Троицкий кафедральный собор. В 1994 году в надлежащий вид были приведены фасад и внутренние стены храма. Тогда же церкви были возвращены ранее принадлежавшие ей надворные постройки, в том числе и крестильное помещение.
Ныне Свято-Благовещенский храм имеет статус памятника архитектуры местного значения и является одним из лучших образцов неорусского стиля в Днепропетровске. Трудной и необходимой задачей является возвращение храму его первоначальной гармонии, которая была утрачена из-за варварского разрушения колокольни и перестройки купола. Проект восстановления был разработан еще в середине 1990-х годов, но из-за недостатка средств так и не был реализован. Будем надеяться, что верующие еще смогут насладиться первичной красотой величественного храма и услышать с возрожденной колокольни величественный благовест праздничного звона.
по материалам
Валентина Старостина
ДОМ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ПРОСПЕКТЕ КИРОВА
Это домовладение на углу современных проспекта Кирова и улицы Свердлова возникло в середине ХІХ века. Вплоть до 1930-х годов большую часть участка занимал обширный сад, посаженый ещё первыми владельцами. В 1880-х годах сад принадлежал Курдюмову а позднее перешёл во владение Афанасенко. К 1917 году сад Афанасенко остался единственным большим садом в этом районе города. Крупное строительство здесь было невозможно из-за Рыбаковской канавы, которая вытекала из Рыбаковской балки (ул. Войцеховича) и пересекала участок на самом углу улиц Полевой (пр. Кирова) и Скаковой (Свердлова). Строить коллектор за свой счёт было нецелесообразно, поэтому оставалось ждать пока до его строительства дойдут руки у городских властей.
Руки властей дотянулись до этого района только в середине 1930-х годов. На Рыбаковской канаве был выстроен коллектор, носящий по сей день название «Запорожский». После его строительства бывший участок Афанасенко по улице, которая в это время носила название МОПРа (Международная Организация Помощи Рабочим), стал очень привлекателен для строительства нового жилого дома. Участок под застройку получило самое влиятельное предприятие Днепропетровска 1930-х годов - Сталинская железная дорога. В 1936 году архитекторами Анной Щёкиной и Александром Левшовым был выполнен проект жилого дома на 100 квартир. Первая очередь на 62 квартиры была закончена в конце 1937 года. Проектом предполагалась еще вторая очередь здания, из двух блоков на 38 квартир.
Несмотря на не полностью реализованный проект, дом был выстроен отменный. Композиция, стиль и планировочные решения здания характерны для переходного этапа советской архитектуры, на котором при соблюдении форм, принципов построения объемов и социальной насыщенности конструктивизма, в декоре зданий использовались элементы заново осваиваемого классического наследия. Существующая и по сей день терраса-пергола на крыше (сейчас остеклена), в это время уже являлась для многоквартирного жилого дома социальным пережитком, характерным для домов-коммун и общественных зданий предыдущей эпохи. От своих предшественников дом получил и западающий угол и общую композицию. Вместе с тем декор-рустовка, многочисленные карнизы и обрамление проемов, решение первого этажа как гигантского цоколя, использование пилястр, уже достаточно явно относится к будущему неоклассицизму.
В 1938 году в здании размещалась аптека №78 и магазин городского Пищеторга №50. Создание торговых помещений в новых жилых домах также являлось совершенно новым веянием. Городские и областные власти заставляли предприятия выделять для этих целей часть помещений первого этажа. В 1941-43 годах дом серьёзно не пострадал. В послевоенный период здесь размещались 1-я продовольственная база детского питания Кировского Пищеторга, до 1972 года - архив областного ЗАГСа, и с 1970-х годов - магазин №19 Горкоопторга.
Несмотря на значительные размеры, этот дом по проспекту Кирова, 8а, так и остался недостроенным, превратившись в своеобразный символ городских и государственных проблем 1930-х годов.
по материалам
Валентина Старостина